Амортизация в велосипедах
Амортизация - одна из крупнейших революций в истории велосипедостроения. В трекинговых велосипедах она обеспечивает комфорт на дальних дистанциях, а в горных велосипедах - сцепление, безопасность и плавность езды. В то же время это самая сложная и дорогая часть велосипеда, поэтому на нее стоит уделить больше внимания.
Как выбрать передний амортизатор?
Если ваш велосипед не оборудован амортизационной вилкой или вы хотите заменить его на более качественную модель, сначала убедитесь, что он вам подходит. Необходимо учесть следующие параметры, если вы не планируете замену ступицы или рамы:
- Размер колеса - обычно зависит от типа велосипеда. Старые МТБ используют колеса 26 дюймов, новые - 27,5” или 29” дюймов. 28” дюймовая рама стандартна для трекинговых, городских и шоссейных велосипедов.
- Диаметр рулевых колонок - старые рамы требуют все реже и реже вилок с рулевой трубкой с резьбой в 1” дюйм. Гораздо проще купить амортизатор с трубкой 1.1/8” дюйма. Последний стандарт, в основном для велосипедов MTB, - это конические трубы, то есть расширенные внизу до диаметра 1.1/2” дюйма.
- Втулки - до недавнего времени быстросъемные оси были нормой, в настоящее время большинство МТБ среднего класса предлагают жесткие оси диаметром 15 мм и шириной 100 или 110 мм (Boost).
- Ход - замена амортизатора побуждает выбрать модель с большим ходом, более эффективно выбирая неровности. Нет проблем, если ход на 10-20 мм больше стандартного, но большая разница может нарушить геометрию велосипеда и привести к нестабильному управлению.
Выбор модели зависит от бюджета и ожиданий.
Поскольку вышеперечисленные параметры продиктованы конструкцией вашего велосипеда, выбор модели амортизатора ориентирован в первую очередь на следующие соображения:
- Тип пружины - самые дешевые вилки используют стальную пружину и обычно обозначаются словом Coil. Можно определенно рекомендовать доплачивать за модели Air, то есть пневматические. Она не только снижает вес, но, прежде всего, позволяет легко регулировать жесткость амортизатора в соответствии с вашим весом, что точно необходимо для правильного функционирования подвески.
- Демпфирование и регулировка - в моделях среднего и высокого класса масляное демпфирование является стандартным, и желательно сосредоточиться на нем. Также стоит поискать модель с регулируемым обратным демпфированием. Правильная настройка позволит эффективно гасить неровности. Демпфирование сжатия и блокировка хода гораздо менее важны, хотя у последнего есть свои сторонники.
- Диаметр ножек - этот параметр, который часто упускают из виду, имеет решающее влияние на жесткость конструкции и, следовательно, на точность управления и качество амортизатора. Вилы (с валом диаметром менее 30 мм) могут прогибаться вбок, что затрудняет плавное движение по неровной поверхности.
- Производитель - выбор крупного, известного производителя ( Rock Shox , Fox , Marzocchi , Manitou ) обычно гарантирует хорошее качество, а также упрощает работу. Также стоит рассмотреть продукцию брендов RST и SR Suntour которые рассчитаны на бюджетный класс которые не должны вызывать особых проблем.
Чем дешевый амортизатор отличается от дорогого?
Поскольку новый воздушный амортизатор с регулируемым демпфированием стоят почти как велосипеды среднего класса, есть ли смысл платить в 3-4 раза больше за эту модель? В случае если вы не занимаетесь чем-то профессионально, и вам всего лишь нужно ездить на велосипеде от дома до работы и обратно - то это не обязательно. Однако людям, которые ездят по сложной местности (например, в горах), следует учитывать более высокие расходы. Более высокая цена означает меньший вес и демпфирование более высокого класса, которое может справляться с большими неровностями даже при быстрой езде.
А может, амортизатор высокого класса, но б/у?
Если вы ездите по неровной, гористой поверхности и ваш бюджет не позволяет вам купить новый высококачественный амортизатор, выбор бывшего в употреблении может быть хорошей идеей. Однако в этом случае стоит учесть стоимость полного обслуживания с заменой уплотнителей - особенно если вилке больше 2-х лет. Если вам удастся купить «молодой», ухоженный агрегат с документированной историей обслуживания, разница в цене быстро окупится.
Как часто нужно обслуживать амортизатор?
К счастью, или к сожалению, амортизация велосипеда не требует обслуживания. Полное обслуживание один раз в год обеспечивает наилучшую производительность и долгий срок службы.
Стоит ли покупать велосипед с полной подвеской?
Почему в этой статье я сосредоточился на передней вилке, когда даже в дешевых байках уже можно рассчитывать на подвеску задних колес? Потому что большинство этих велосипедов имеют далеко не ту амортизацию о который вы хотели, а стоимость средних велосипедов с полной амортизацией начинается от 50-60 тысяч. Только рамы, начинающиеся с этой ценовой категории предлагают соответствующее качество работы, обусловленную как самой конструкцией, так и используемыми деталями. В случае с более дешевыми байками полная подвеска будет лишь ненужным балластом, часто делая велосипед нестабильным. Поэтому для байков из популярной средней ценовой категории однозначно можно рекомендовать выбирать хардтейл, т.е.байк с жесткой рамой.